Главная > Суть и логика абсурда > Теория Чистой Формы Виткевича

Теория Чистой Формы Виткевича

26 сентября 2012

Четыре года, которые Виткевич провел в России, являются самыми загадочными в биографии писателя. Сведений об этом периоде жизни драматурга практически не сохранилось. Все пьесы касаются политической жизни и полны политических намеков, несмотря на это, писатель никогда не вступал в открытую полемику, не поддерживал определенный строй. Виткевич сторонился участвовать в истории, он предпочитал находиться в стороне, наблюдать все события становления и крушения, как-бы со стороны. События, произошедшие в начале века в России, в глазах писателя были началом величайшего краха истории, культуры, философии и других человеческих ценностей. Фрейдистская теория о бессознательном влечении и разрушении стала занимать в творчестве Виткевича главное место.

Станислав Виткевич считал искусство совершенно другим миром, другой сферой бытия и существования. Виткевич решает отказаться от живописи, однако продолжает писать автопортреты и портреты, пишет антироманы. После возвращения в Польшу Виткевич посвятил свое творчество написанию статей о природе современного театра — в этих статьях он впервые предложил эстетическую теорию Чистой Формы. Уже позднее, в 1922 году, все статьи были собраны в единое издание, которое получило символическое название — «Театр». Чистая Форма глазами Виткевича — произведение искусства без содержания, так как содержание не является основным предметом воплощения. Сам Виткевич характеризует свою теорию такими словами: «Не выражение данного содержания в данной форме является сутью искусства, но сама форма, как таковая». В своей теории Виткевич призывает к театру текста — весь материал спектакля лишается логики и полностью свободен от житейского содержания.

Суть и логика абсурда

Комментирование отключено.