Главная > Великие > ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ АНТОНЕНА АРТО

ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ АНТОНЕНА АРТО

12 февраля 2013

Критик Мартин Эсслин, впервые использовавший термин «театр абсурда» и видевший его истоки в целом ряде художественных явлений, называл в их числе и театр жестокости Антонена Арто.
Антонен Арто вошел в историю как новатор театрального языка. Свою концепцию радикального преобразования театра он назвал «театр жестокости» («крюотический театр»). Термин «жестокость» в его системе имеет значение, принципиально отличающееся от бытового. Это не проявление индивидуализма, а сознательное подчинение необходимости, разрушающее индивидуальность, то есть включающее в себя и жестокость по отношению к самому себе. Жестокостью, по Арто, окрашено любое действие, любой творческий акт.
Арто взывает не к разуму, а к чувству, но не мелкому, личному, а толпы. В стихии массового психоза, как и в стихии абсурда, действуют механизмы, ранее спавшие в сознании. Психологический театр не может дать такого мощного стихийного воздействия, поэтому Театр Жестокости нацелен на постановку массовых зрелищ. Выявление в зрителе (а, прежде всего, в актере) коллективного бессознательного, которому дал определение Юнг, Арто ставил главной задачей сценического действия — когда весь зрительный зал проникается единым состоянием, разрушая театральную условность как таковую.
В своих практических опытах Арто придавал центральное значение невербальным элементам театра, таким как свет, звук, жесты, мимика, музыка, танец, пластика, в гармонии которых строилась символика спектакля, выражающая его основную идею.
Арто оказал большое влияние на французский театр через самого известного своего ученика Ж.-Л. Барро, на таких драматургов, как Ж. Жене, С. Беккет и П. Вайс, а также на деятельность многих выдающихся режиссёров второй половины XX века, в числе которых Ежи Гротовский и Питер Брук.

Великие

Комментирование отключено.